Логин:
Пароль:
 Чужой ПК


Холмогорская резьба по кости

Холмогорская резьба по кости
Жители города Холмогоры, что в шестидесяти километрах от Архангельска, издавна славились как искусные резчики по кости. Холмогорских мастеров, как свидетельствуют документы XVII века, приглашали даже для работы в Оружейной палате Московского Кремля, а там изготовляли самые разные предметы для нужд царского двора.

Гравировка холмогорской резьбы.

Работавшие в столице резчики имели за своими плечами опыт не одного поколения, позволявший им тщательно гравировать изделия, украшать их тонким ажурным рельефом.

Промысел наиболее активно развивался в XVIII веке. Петербург – новая столица России – требовал множество богато оформленных предметов роскоши, могущих служить украшениями императорского двора. Большим спросом пользовались изделия холмогорских искусников.

Резчикам заказывали главным образом разных размеров ларцы. Они могли быть как традиционной формы – с четырехскатной крышкой, так и в виде коробочек в плоским верхом. На деревянный корпус наклеивались пластины из кости моржа или из цевки. Не все пластины оставляли белыми; часть их окрашивали в зеленый цвет. Чередование белого и зеленого оттенков образовывало своеобразный декоративный орнамент.

На пластины при помощи гравировки наносили узор – концентрические круги с «глазком» в середине, так называемый «глазковый орнамент». Иногда узор состоял из веточек с цветочными розетками и бутонами.

Гравировка холмогорской резьбы обычно сохраняла естественный цвет кости.

Черный, красный, зеленый цвета контрастировали с цветом чистой кости, в то же время, связывая ее с окрашенными пластинами.

В оформлении самых роскошных ларцов растительный и глазковый орнаменты сочетались с прорезным узором. Его рисунок представлял собой композицию из растительных мотивов и вычурных завитков, перешедших в холмогорскую резьбу по кости из стилей рококо и барокко, очень близких по духу народным орнаментам.

Иногда ажурный орнамент включал в себя исполненные в технике рельефа сюжетные мотивы, придававшие изделию особую декоративность.

Расширение способов декорирования.

Городские жители, и особенно дворяне, становились все более требовательными к красивому оформлению окружающих их предметов обихода. Это привело к расширению ассортимента и способов декорирования изделий из кости. Мастера научились изготовлять уже не только ларцы, но и небольшие комоды и бюро, шкатулки и табакерки, гребни и пластины с портретами. Резчики смело комбинируют известные им декоративные приемы, добиваясь впечатления нарядности и пышности. Например, традиционный ажурный орнамент делается теперь на фоне цветного шелка или фольги.

Начало XIX века – время расцвета классицизма.

Этот стиль находит отражение и в работах холмогорских резчиков по кости. Резьба по кости этого периода отличаются особой строгостью и изысканностью. Форма предметов тяготеет к геометрической лаконичности.

Орнамент на кости становится еще тоньше, миниатюрнее. Растительный узор на фоне невесомо-тонкой ромбовидной сетки – свидетельство необычайного мастерства резчиков. Столь же прекрасны кубки и вазы с тонкими портретными изображениями, выполненными в технике рельефа. Мастера стремятся также показать и красоту самого материала. Поэтому так много в оформлении изделий чистой полированной кости.

В конце XIX века холмогорская резьба по кости переживает время упадка, обычное для многих народных промыслов. Ситуацию не спасает создание ремесленного класса, где предполагается подготовить кадры на смену старикам. Начинание терпит крах.

Только трое оставшихся еще в живых резчиков владеют секретами мастерства. Их стараниями с 1930 года в профессионально-технической школе начинается подготовка молодых специалистов. Выпускники этой школы в середине 1950-х годов смогли восстановить почти позабытые традиции уникального народного промысла и изготовить, используя сложные приемы резьбы, ряд предметов, обладающих значительной художественной ценностью.

Художники нового поколения активно работают с 60-х годов XX века. Их работы, подчиняясь веяниям времени, становятся более простыми по форме. Мастера стремятся к большей декоративной выразительности, оставляя на втором плане сложные приемы резьбы и изобилие деталей. Материалом все чаще служит простая цевка, поэтому снова становится актуальным ее окрашивание в коричневый и зеленый оттенки.

Основным художественным приемом становится гравировка.

Традиционный растительный орнамент при этом трансформируется в декоративную картину природы с деревьями, травами, кустиками, изображенными на фоне условного летнего или весеннего пейзажа. Все возрастающее значение приобретает конкретно обозначенный сюжет.

Работая с цевкой, резчики по-новому конструируют предметы, добиваясь, порой самых неожиданных художественных эффектов. Так, скрепляя при помощи клея изогнутой формы пластины, полученные при распиле трубчатых костей домашних животных, мастера изготовляют вазы такой формы, какую прежде возможно было получить, лишь выточив ее из цельного моржового бивня. А украшающая такую вазу тонкая холмогорская резьба по кости заставляет позабыть, что это прекрасное изделие изготовлено из самого простого материала.

Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: