Логин:
Пароль:
 Чужой ПК


Полевое обучение собаки

Полевое обучение собаки

Сто лет тому наши прадеды спрашивали друг у друга не «где охотился?», а «где полевал?», не «как была охота?», а «какое поле взяли?». Даже сегодня товарища, пришедшего с охоты с любым трофеем, товарищи поздравляют «с полем». Ничего нет удивительного и нелогичного в том, что полевые испытания или полевое обучение охотничьей собаки происходит и в полях, и в болотах, и в лесу, и в норах.


Полевое обучение собаки охотники называют по-разному. Легавые, лайки и спаниели «натаскиваются» по птице и белке. Те же лайки по хорю или медведю, а борзые и норные по любой дичи «притравливаются». Гончих охотники «наганивают». С собаками разных пород охотятся на разную дичь и различными способами. Представить себе четко процесс натаски, нагонки или притравки, не изучив особенности работы собак конкретной породы, нельзя.

Охотнику-новичку, у которого на вооружении лишь теоретические знания обучения молодой собаки, научить ее должным образом полевой работе без помощи и живых советов опытных товарищей довольно трудно. Рецепты на все случаи не дашь, поскольку индивидуальные способности, наклонности и характеры собак сильно разнятся; многое зависит и от предварительной домашней дрессировки. Мы постараемся рассказать об основных принципах, в свете которых нужно принимать советы и искать собственные решения в натаске, нагонке или притравке молодой собаки.

Начало обучения и возраст собаки

Любая собака на охоте расходует свою физическую силу и нервную энергию, причем, очень много. От слабой собаки не добьешься больших успехов, а вот здоровье ее подорвать легко. Поэтому нельзя начинать серьезное полевое обучение щенка до полугода, даже если он начал раньше проявлять охотничьи таланты. Начинать обучение, связанное с тренировкой выносливости и напряжения, можно не раньше 8-месячного собачьего возраста.

Это совсем не означает, что щенка нужно закрыть в доме и не брать с собой на прогулки в далекое поле, на озеро или в лес. Наоборот, как можно более раннее знакомство с новой для собаки обстановкой только на пользу. Главное, не нужно мешать щенку самостоятельно разбираться в новом, незнакомом окружении, учиться распределять свои силенки. Нельзя щенка утомлять физически, не перегружайте приятные прогулки навязчивым отрабатыванием навыков послушания, однако распускаться собаке тоже не позволяйте. Если зверовая собака увлечется мышкой, а легавая будет, как угорелая, носиться за бабочками, не поощряйте это рвение, но и не отзывайте щенка. Дайте ему устать, пусть сам поймет, что он пробегал без толку.

С началом настоящего полевого обучения добейтесь, чтобы уже подросшая собака была достаточно управляема. Если, сойдя с поводка, она никак не реагирует на команды, пристегните собаку длинным шнуром (8-10 метров), но своего обязательно добейтесь. Не исключено, что подобные уроки с последующей проверкой на свободе будет необходимо повторить несколько раз. Важно, что помимо спелости и готовности к работе и обучению самой собаки приходится считаться с тем, готова ли дичь, по которой собака будет натаскиваться, притравливаться или наганиваться.

Подражательный метод обучения

Натаска по вольному зверю или птице организуется членами общества охотников. На это отводятся специальные угодья, но есть ограничение по срокам. Притравливание по зверю подсадному (норных — по лисице, лайки — по медведю, борзых — по волку) устраивается на специальных базах.

В обучении зверовых собак используется в основном так называемый подражательный метод. Основывается он на примере взрослой опытной собаки: подрощенная борзая поспешит следом за взрослой собакой, когда та понесется в доскачку по русаку. Уже при третьей-пятой тренировке молодая борзая будет активно участвовать в коллективной ловле. Фокстерьер-подросток смелее пойдет на лису рядом со старым псом, молодой лайке медведь не покажется таким страшным, если в паре с ней окажется опытная лайка-медвежатница. Так же и молодая гончая, никогда не видавшая заячьи следы, быстро пойдет в полаз за более опытным гонцом, ее скорее заинтересует запах заячьей жировки. Когда же заяц будет поднят на ее глазах — юная гончая примет активное участие в гоне. Именно в такие минуты в молодой собаке просыпается врожденная охотничья страсть.

Преимущество этого метода в том, что при нем собаке требуется для тренировки всего два-три полевых выхода. Однако есть у него и свои недостатки. Хороший охотник должен учитывать, что собака-подросток полностью копирует действия более опытных собратьев. Она перенимает и хорошее, и плохое. Но, во-первых, подросток не всегда может физически угнаться за «мастером». Опытная собака в любом случае сильнее и выносливее, поэтому нужно следить, чтобы ученик не вымотался вконец. Важно помнить, что если собака измучается после первого же пробного выхода в поле, то у нее может пропасть азарт и понизиться прилежание.

Во-вторых, молодая собака вполне способна также легко перенять от взрослой собаки, наравне с хорошими и нужными охотничьими качествами, и недостатки. Также есть риск, что у молодой собаки исчезнет необходимость проявлять собственную инициативу. Это помешает собаке работать «по-своему». Словом, метод подражания хорош в плане резкого сокращения первого этапа полевого обучения охотничьих собак. Он дает ознакомление молодых зверовых собак с объектом охоты, а также с основными приемами охоты на них. Как только молодая собака «принялась» за самостоятельную работу, ее нужно начать обучать в одиночку. Собаку любой породы во время обучения, если она проявляет себя уверенно и делает заметные успехи, нужно обязательно поощрять лаской или лакомством.

Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: