Логин:
Пароль:
 Чужой ПК


Воспитай себе друга

Все инстинкты (сложные реакции) собаки формируются на основе наследственности, но под очень большим воздействием условий воспитания и обучения. Даже при соответствующем длительном отборе на определенный тип поведения, смелость и трусость зависят не только от наследственности, но и от условий и режима воспитания собаки, начиная с щенячьего возраста. Даже у относительно взрослой собаки правильным методическим обучением в ряде случаев можно изменить пассивно-оборонительную реакцию на активно-оборонительную.
Воспитай себе друга

При обучении и применении охотничьей собаки используются ее сложные безусловные рефлексы, которые развиваются и видоизменяются воспитанием и дрессировкой, выработкой у животного нужных охотнику условных рефлексов. При этом безусловные и условные рефлексы часто сплетаются так, что разграничить их уже бывает трудно. Различие между условными и безусловными рефлексами относительно и ясно отличимо только в простейших случаях.
Рассматривая историю породообразования охотничьих собак, видно, что некоторые охотничьи свойства, являющиеся сейчас для данной породы прирожденными (безусловными рефлексами) , в свое время, при образовании породы, являлись условными, то есть создавались у собаки обучением. И только в результате систематического обучения и постоянной тренировки в течение многих поколений, а также отбора и подбора производителей, направленного на развитие нужных свойств в последующих поколениях, эти свойства закреплялись и стали наследственными, прирожденными и безусловными.
Дикие предки лайки не охотились специально за белкой, которую они могли поймать, только подкараулив ее на земле. Тем более не облаивали они встретившуюся им белку. В результате обучения и подбора в течение большого количества поколений облаивание белки стало специфическим свойством лаек, причем настолько укоренившимся, что сейчас зачастую молодая породная лайка, впервые в своей жизни натолкнувшись в лесу на белку, сразу же начинает ее облаивать. Однако у многих молодых лаек это основное охотничье свойство надо развивать.
Эти многочисленные факты показывают, что некоторые условные рефлексы, систематически закрепляемые и развиваемые в ряде поколений, могут превратиться в безусловные. И наоборот, некоторые охотничьи свойства, являющиеся на определенном этапе развития породы прирожденными, как, например, злоба к зверю у борзых, вследствие отсутствия в ряде поколений систематической тренировки и развития угасают.
Сложные действия собаки, представляющие сочетание безусловных и условных рефлексов, приобретенные данной собакой в процессе своей жизни и дрессировки, называются навыком.
Примером навыка у охотничьей собаки может служить апортировка дичи на охоте. Например, вы сидите на утренней заре с хорошо дрессированной собакой в лодке. Вдруг собака насторожилась. Она услышала приближающийся свист утиных крыльев. Вы вскидываете ружье. Выстрел. Собака внимательно следит за вами. На воду шлепается утка. Собака без команды прыгает в воду, берет утку и плывет обратно. Вы наклоняетесь, берете добычу и помогаете собаке влезать в лодку. Вскочив в лодку, она отряхивается. Вы оглаживаете ее и хвалите: «хорошо», «хорошо».
Быстрота и сила реакции нервной системы на раздражители у разных собак неодинаковы. У одних условные рефлексы образуются быстро и ярко выражены. Такие собаки легко усваивают приемы обучения, быстро приобретают необходимые навыки. У других процесс возбуждения, образования ответных действий на внешние раздражители проходит медленнее.
Лайка, увидевшая белку (раздражитель) и начавшая сразу же активно облаивать ее, не спуская с нее глаз, но и не упуская одновременно из виду охотника, обладает хорошей возбудимостью, которая необходима для успешной охоты. Если же собака начинает остервенело бросаться на дерево, безудержно заливаясь лаем, не обращая внимания на охотника и его команды, то такая лайка вследствие своей излишней возбудимости малодобычлива и нежелательна.
Хорошим примером процесса торможения служит прекращение гончей отдачи голоса при потере следа. Пока собака хорошо чует запах преследуемого зверя (раздражитель), она должна отдавать голос. Но как только гончая скололась, она прекращает отдавать голос. Отдача голоса затормозилась, как только исчез раздражитель — запах зверя. Найдя след, собака вновь начинает отдавать голос.
Излишне возбудимые гончие часто даже с хорошим чутьем, но со слабым торможением безусловных рефлексов продолжают отдавать голос и после того, как они скололись или гонят по старому следу. Это большой порок в работе гончей. Возбудимые собаки с хорошим чутьем менее подвержены этому пороку и быстрее прекращают отдачу голоса после потери следа. У сильно возбудимых собак такие «проносы» бывают чаще и более продолжительными.
В формировании типа поведения собаки огромное значение имеют воспитание, режим содержания и обучение собаки. Если активного, смелого щенка с нормальными реакциями долгое время держать на цепи в сарае, вдали от людей, никогда не выводить гулять, если с ним не заниматься, то из него вырастет пугливая, малопригодная к охоте собака. Наоборот, если трусливого щенка, который всех дичится, поместить в хорошие условия, внимательно за ним ухаживать, ласкать, систематически выводить гулять, подбодряя его в новых незнакомых местах лаской и игрой, то из него можно воспитать дельную, смелую собаку, с нормальными реакциями.
Среди охотничьих собак, чаще всего среди борзых, гончих и лаек, встречаются так называемые скотинники — собаки, нападающие на домашних животных: овец, коз, кур... У возбудимой и горячей молодой собаки, незнакомой с домашними животными, при виде их проявляется охотничий инстинкт, который возбуждает ее еще больше, если овцы или куры убегают. Этот порок — результат неправильного воспитания. Его можно избежать, если собака еще щенком часто сталкивалась с домашними животными и все попытки ее бросаться на них систематически пресекались.
Факторы, влияющие на поведение собаки и вызывающие ответные действия и изменения в поведении животного, принято называть раздражителями. Их характер, сила действия и значение для поведения, обучения и применения собаки для различных видов охоты неодинаковы. Чтобы правильно обучить и использовать собаку, охотник должен уметь разбираться в многообразии раздражителей и правильно использовать их.
В процессе обучения раздражителям, отвлекающим собаку на ненужные действия, надо противопоставлять другие, более сильные. Это один из1 важнейших приемов дрессировки. Охотник еще дома обучил своего молодого сеттера прекращению нежелательных действий по команде «нельзя» или «фу» и возвращению к себе по команде «ко мне» или «к ноге». Эти команды являются условными раздражителями, вызывающими у собаки определенные действия. В поле из-под собаки выскочил заяц. Сеттер бросился его преследовать. Хозяин дает уже известные команды: сперва запрещающую «фу», а затем подзывающую «ко мне». Быстрота и четкость выполнения собакой этой команды в данном случае будет зависеть от ее возбудимости, от того, насколько хорошо и устойчиво у собаки создан рефлекс на команды, а также насколько сильно возбуждает ее вид убегающего зайца и запах его следа.
Весь процесс обучения собаки строится на применении поощрения и принуждения. От умелого сочетания этих двух способов, в зависимости от типа поведения и реакции собаки, и зависит в каждом конкретном случае успех обучения.
В качестве поощрения применяются корм (лакомство), поглаживание собаки (ласка), одобрительные поощряющие команды, произносимые соответствующей интонацией, игра с собакой, прогулка...
Принуждение занимает видное место в процессе обучения собаки. Многим приемам можно обучать собаку играя, ряд навыков можно развить у нее попутно, но они не будут закреплены так, как этого требует безотказное применение собаки на охоте. Для беспрекословного выполнения команды в любой обстановке воспитанные у собаки условные рефлексы должны быть подкреплены более сильными воздействиями, чем отвлекающие собаку раздражители. Четкое и безотказное выполнение команды «отрыщь», когда гончая бросилась за овцами, должно быть заранее связано у нее с представлением о сильном болевом воздействии при невыполнении команды.
В качестве примера применения принуждения в сочетании с поощрением можно привести обучение собаки хождению на поводке у ноги. Идущая у ноги собака естественно тянется вперед. Дается команда «рядом», сопровождаемая одновременно рывком поводка, прикрепленного к ошейнику. Собака осаживается назад и несколько шагов идет у ноги, не высовываясь вперед. Тогда ее оглаживают и поощрительным тоном произносят команду: «рядом», «хорошо».
Следует иметь в виду, что обучение активной, с большим темпераментом собаки одним только поощрением приводит к тому, что вырастет своевольная собака, любящая, но плохо слушающаяся своего хозяина, работающая «по охоте», а не тогда, когда это нужно охотнику.
Сила и характер применяемого принуждения и болевого воздействия должны зависеть от типа поведения и преобладающих реакций собаки, от ее темперамента и характера. К животному с сильным типом поведения приходится применять более сильные меры принуждения, чем к собаке с мягким характером. Неумелое применение мер принуждения и болевого воздействия может запугать собаку, задергать ее и сделать совершенно непригодной для работы. Нельзя, конечно, все обучение собаки строить только на принуждении и болевом воздействии.
Болевые воздействия приходится применять не только в процессе обучения собаки выполнению того или иного приема, но иногда и как «наказание» за невыполнение собакой уже известной ей и усвоенной команды. В этом случае болевое воздействие подкрепляет ранее созданный условный рефлекс и противостоит различным внешним раздражителям, отвлекающим собаку от выполнения команды.
Применяя болевое воздействие как наказание, необходимо руководствоваться следующим. Нельзя наказывать животное за действия, о которых оно уже забыло. Охотник должен быть твердо уверенным, что собака знает, за что ее наказывают. В противном случае наказание не только бесполезно, но и вредно. Если наказывать собаку за каждое маленькое отступление от установленного для нее режима, за каждое невыполнение желания охотника, то вместо активного и деятельного помощника на охоте собака будет задерганным, забитым, неработоспособным животным.
Болевое воздействие, как сильное средство, должно применяться, как говорится, «редко, да метко». Только тогда оно приносит пользу.
Весьма важным свойством собаки, воспитываемым в процессе обучения и тренировки, является четкое разграничение многообразных раздражителей внешней среды, команд, жестов, интонаций голоса и поведения охотника. Например, собака должна четко различать относительно близкие по характеру ее движений команды «сидеть» и «лежать». Во время охоты животное должно четко разбираться в различных запахах. Лайка не должна облаивать каждую пролетевшую птицу, легавая не должна делать стойки по мелким птичкам и т. д.
Чтобы собака легко воспринимала словесные команды и четко их выполняла, они должны быть краткими, ясными и единообразными. При обучении какому-либо приему собака запоминает в качестве условного разражителя определенное сочетание звуков. Поэтому чем короче и четче употребляемое для команды слово, тем легче запоминает его животное, не путая с другими командами.
Неопытные охотники очень часто совершают ошибку, нарушая единообразие команд. Перечень слов, употребляемых в качестве команд, должен быть строго определенным и не изменяться. Команды надо отдавать без всяких словесных добавлений, так как это путает собаку. Если для подзыва собаки к охотнику с самого начала была установлена команда «ко мне» или «к ноге», то изменять ее на другое звуковое сочетание никогда не следует. Нельзя изменять эту команду на «иди ко мне», «я кому говорю, ко мне» и т. д. Если собаку обучили садиться по команде «сидеть», то эту команду нельзя заменять командой «садись».
Как уже указывалось, большое значение имеет интонация отдаваемой команды. Обладая острым слухом, собака различает самые тонкие оттенки и изменения интонации голоса. Команду нужно отдавать четко, ясно, звучно, с необходимой интонацией в зависимости от смысла и назначения ее.
Команда, запрещающая собаке какое-либо действие, должна звучать резко, повелительно, а если она дается повторно, то и угрожающе. Наоборот, команда, поощряющая действия собаки, например «вперед», «ищи», должна быть при сохранении резкости и повелительности отнюдь не угрожающей. При обучении собаки охотнику надо использовать все богатство интонаций человеческого голоса — повелительность, резкость, угрозу, поощрение, одобрение и ласку. Опытный охотник часто командует собакой, употребляя для разных команд только ее кличку, но придавая ей различную интонацию.

Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: